31 января 2017г. в 21.00Медитация Деви ДургаДесятый день Наваратри (Дасара) считается самым значимым — это кульминация праздника. В этот день Мать прибывает в единой форме космической Шакти или Деви Дурга. Кульминационный момент почитания Дэви Дурги (Божественную Мать) — символизируется празднованием окончательной победы Деви над всеми внутренними демонами в десятый день Наваратри.
«Ее истинную форму не знают Брахма и остальные Боги, поэтому Она названа
Непостижимой.
Ее предела никто не знает, поэтому Она названа
Бесконечной.Ее происхождения никто не знает, поэтому Она названа
Нерожденной.
Лишь она присутствует везде, поэтому она названа
Единой.
Она же явлена в образе всего сущего, поэтому она названа
Множественной.
Итак, Она именуется Непостижимой, Бесконечной, Бескачественной, Нерожденной, Единой и Множественной…
Выше Ее ничего нет. Так прославлена Она,
Дэви Дурга.
Перед ней, Дургой, Труднопостижимой Богиней, Уничтожающей пути зла, Спасающей из океана мирского существования, склоняюсь я, испуганный этим миром».
(«Деви Упанишада»)Санскритское имя Дурга означает «непобедимая». Слог
«ДУ» напоминает о четырех асурвх (демонах). Это бедность (даридра), страдание (духкха), голод (дурбхикша) и дурные привычки (дурвьясана). Звук
«Р» в этом слове означает болезни (рогагхм), а слог
«ГА» - грехи (папагхна), несправедливость, антирелигиозность, жестокость, леность и прочие дурные наклонности. Таким образом, богиня Дурга уничтожает все виды зла, символизируемые звуками
ДУ,
Р и
ГА.
Поклонение Дурге было распространено с древнейших времен. Господь Рама обращался к Матери Дурге с молитвой, чтобы добиться победы в сражении с царем демонов Раваной. В «Махабхарате» Кришна обращается к Дурге за помощью в борьбе с Кауравами.
Вайшнавы поклоняются Дурге как йога-майе Вишну, а шайвы почитают ее как супругу Шивы. Вайшнавы и шакты называют ее также Умой или Парвати.
Шакты верят в то, что она является мат-майей, коренной причиной мира имен и форм.
В «Дурга-сапшати», свяшенном тексте приверженцев Дурги, приводится ее 108 имен, это
означает, что она являет собой все облики Божественной матери, то есть саму Божественную Мать.В «Маркандея-пуране» есть
История появления Дурги.
Однажды изо рта разъяренных Вишну, Шивы и Брахмы изошел огромный светящийся шар. В тот же миг такие же шары возникли из уст других разъяренных богов и полубогов.
В результате все испущенные богами свечения слились в одно: сияние распростронилось во всех направлениях, а боги и полубоги узрели ослепительный и лучистый пламенный шар непреодолимой силы и энергии. Огонь медленно превратился в богиню.
Ее лицо было соткано из света, изошедшего из уст бога Шивы. Свет Рамы наделил ее длинными черными волосами, а лучезарность Вишну – двумя руками. Лунный свет дал ей две груди, а свечение Индры – среднюю часть туловища. Бедра ее были рождены сиянием Варуны (бога воды), а ягодицы таджасом (огнем, жаром, светом, энергией) Притхиви (Земли). Свет Брахмы стал ее ступнями, а кончики пальцев ног возникли из лучей солнца. Свет Васу (хранителя восьми сторон света) превратился в пальцы ее рук, а сияние Куберы – в ее нос. Три глаза богини возникли из блеска трехглазого Агни (бога огня). Уши были рождены светом Марута (бога воздуха), а остальные части тела появились из сияний Вишвакармана и других полубогов.
Все боги даровали Дурге могущественное оружие. Шива сотворил из своего трезубца еще один и подарил его богине. Вишну создал диск из своей чакры (метательный диск). Варуна дал ей копию своей раковины, Паван (Марут) – лук и стрелы, а Индра сделал из своей ваджры (громовой стрелы) еще одну стрелу. Яма, бог смерти, даровал ей данду (жезл), а Брахма – камандалу (сосуд для воды). Солнце наполнило своим светом все поры тела богини, а Кала (бог времени) одарил ее мечом и щитом. Вишвакарман преподнес ей боевой топор и непробиваемые доспехи. Так Дурга получила самые разные средства нападения и защиты.
Эта история из «Маркандейя – пураны» показывает, что
Дурга представляет собой обобщенный символ всех божественных сил. Она возникла из сияния всех богов и потому несет в себе сущность каждого из них. Эта обобщенная сила проявляет себя только в тех случаях, когда злые силы угрожают самому существованию сил божественных. По этой причине Дурга олицетворяет объединенные усилия Божественных сил, прилагаемые к привнесению и восстановлению вселенской гармонии. Эта богиня появилась на свет для того, чтобы утвердить закон Дхармы (добродетили).
Существует и еще одна история о могущественном демоне по имени Махиш, или Махисашура. Его дар заключался в том, что никто не мог убить его за исключением прекрасной женщины. Получив такой дар, он стал неуязвимым, победил Индру (бога небес) и низверг его с престола. Демон покорил все три мира и изгнал богов из их обители на небесах. Боги и полубоги во главе с Брахмой и Вишну отправились к богу Шиве и рассказали ему о жестокости и коварстве Махиша. Услышав об этих злодеяниях, Шива разъярился, однако он понимал, что дар демона делает его таким же беспомощным, как и всех остальных богов. Только Божественная Мать смогла положить конец этой ужасной драме.
В ярости Шива изверг из уст луч света, после чего такие же лучи породили все боги и полубоги. Лучи света соединились и проявились в образе прекрасной богини. Богиня издала рев, от которого содрогнулись все три мира. Услышав его, Махишасура отправил своих полководцев, чтобы те уничтожили новорожденную силу. Все великие полководцы Махишасуры один за другим являлись со своими армиями на битву, однако были уничтожены Божественной Матерью Дургой.
После смерти верных полководцев Махишасура лично появился на поле битвы, и сражение началось – он оборачивался то быком, то львом, то слоном. Он то стоял на земле, то поднимался в пространство и вел битву оттуда. Божественная Мать сошла со своего льва, прыгнула на плечи Махишасуры и отсекла ему голову. Его смерть вызвала среди богов волну радости, и все они восславили Дургу.
Все истории о Дурге и других воплощениях Божественной Матери связаны с непрерывной борьбой между божественными и демоническими силами, вечными парами противоположностей. Существование мира имен и форм невозможно без такой борьбы. Демонические силы саморазрушительны, однакочрезвычайно могущественны, тогда как Божественные силы созидательны и действенны, однако замедленны. В начале перевес обычно на стороне демонических сил, ибо они объединяются вместе, а Божественные Силы оказываются рассеянными. Однако после того, как демонические силы вызывают нарушения равновесия, все боги объединяются, превращаясь в единую Божественную Силу под названием Шакти – она появляется в образе богини или бога, чтобы уничтожить зло и вернуть утраченное равновесие.
Демонические силы опираются на эгоистичность, корысть и истязание других, а Божественные Силы – на самопожертвование, покаяние, самоотверженное служение, любовь, всеобщее братство и способность видеть Божественное в любой частице сущего.
Древние легенды о богах и богинях подчеркивают победу добра над злом, которая протекает внутри каждого человеческого существа. Стремление к роскоши, материальным обретениям и физическим удобствам представляют демоническую силу внутри нас. Она проявляется в форме гнева, ненависти, алчности, гордыне, ревности, заблуждениях, тщеславии, зависти и привязанностях. Эти силы поднимаются на поверхность всегда, когда у человека возникают корыстные интересы. В противоположность им, преданность, милосердие, любовь, и мысли о Всеобщем Благе представляют собой Божественные Силы. Они проявляются как дисциплинированность, ненасилие, вера, уверенность, подлинная самоотверженность и отрешенность от любых личных излишних обретений.
Дурга символизирует недвойственного существования наполненного энергией сознания, или обладающей сознанием энергии. Будучи Божественной Матерью, она она уничтожает дисгармонию, вызывающую нарушения равновесия этом мире. Она желает добра всем и каждому – даже тем, кого уничтожает, ибо приходится матерью и этим созданиям. После того как она уничтожила Махашасуру, боги спросили: «Мать, ты могла бы испепелить Махашасуру и его полководцев своей божественной лучезарностью. Почему же ты участвовала в этом ужасном сражении?» Божественная мать ответила: «Если бы я просто испепелила их, они оказались бы в аду, и тогда тогда им трудно было бы совершенствоваться и развиваться. Однако благодаря сражению со мной и гибели от моей руки они попали в рай, где могут превратиться в добрых существ». Таким образом Дурга стремиться не просто уничтожить зло, а преобразовать его в благую энергию.
Чаще всего Дурга изображается восьмирукой, хотя иногда число рук может равняться десяти. Десять рук олицетворяют десять карм – очистительных ритуалов. На ее удивительные доблесть и героизм указывает средство ее передвижения – лев. Она – великий усмиритель порока…, она мать Карттики и Ганеши, что указывает на присущие ей красоту и успех. Ее место между материальными ипостасями Лакшми и Сарасвати – покровительницами материального изобилия и знания. А также такие благословения, как хороший урожай, крепкое здоровье членов семьи и т.д.
Для пресечения зла она несет 20 видов оружия, символизирующие ведические религиозные обязанности. Она держит украшение – змею, олицетворение величия беспощадного времени.
Для того, чтобы вернуть к Истине души, отвернувшихся от Бога людей,
Дурга проявляет в материальном мире девять своих ипостасей, именуемых как Дашамахавидьей, и демонстрирующих «игры материальной психической энергии».
Шайлапутри — дочь Гималайи (Царя гор). Первый день Наваратри.
Брахмачарини — основа всех аскез и садхан. Второй день Наваратри.
Чандрагханта — источник храбрости и смелости. Третий день Наваратри.
Кушманда — олицетворение милости Божества. Четвёртый день Наваратри.
Скандамата — Божественная Мать Сканды. Пятый день Наваратри.
Катьяйани — Дочь легендарного мудреца Катьяйаны. Шестой день Наваратри.
Каларатри — дарует свободу от страха и бед. Седьмой день Наваратри.
Махагаури — дарует своим преданным внутренний покой. Восьмой день Наваратри.
Девадути (Сиддхидхатри) — источник всех мистических совершенств и достижений.
Кроме праздников Наваратри существуют и особые дни для ее почитания «
…В темную половину месяца (после новолуния), 14 и 8 дни …исполненные преданности должны почитать меня (жертвоприношениями и дарами)…» (Девибхагавата Пурана)мантра Дурги АУМ ШРИ ПАРА МАХА ДУРГАЙАЙА НАМАХ ДЖАЯМ читать 108 раз (при отсутствии такой возможности не менее 3 раз или кратное 3 число)
«По ее воле
Владыка тварей создает весь этот мир, Хари (Вишну, Кришна) предпринимает многочисленные нисхождения (благословения), а Шамбху (Шива) обращает мир в пепел, так как же человек не будет поклоняться ей, дарующей убежище?»
(Девибхагавата Пурана)Внутренний настрой: Всегда с Любовью и преданностью поклоняюсь Дурге, уничтожающей нищету и болезни, страх и препятствия в трудных ситуациях!Деви мантра здесь